Музыка в салоне SPA  

Цель музыкального "оформления" спа точно та же, что и процедур, предназначенных для релаксации. В любом спа обязательно имеется аудиосистема. Она, как правило, должна иметь возможность работы в двух режимах. Либо во всех помещениях спа звучит одно и то же звуковое сопровождение, либо в каждом кабинете может быть выбрана определенная мелодия. В американских спа, кроме того, очень популярны звуки природы: это может быть пение птиц или журчание лесного ручья. Звуки природы иногда не хуже, чем спокойная мелодия, способствуют релаксации и погружению в мир своих ощущений.
В каждом салоне спа необходимо иметь разнообразную фонотеку. Но при этом следует иметь в виду, что слишком большое количество "водных" звуков, например журчащие ручьи или водопады нравится не всем. Необходимо избегать некоторых особенно интенсивных симфоний Бетховена. Музыка должна создавать у вас романтическое настроение. Безусловно, необходи-мо учитывать и громкость. Не оглушайте посетителей чрезмерным звучанием, но и не заставляйте их напрягать слух, чтобы что-то услышать.
Музыка влияет на наши чувства, мысли, эмоции. Она побуждает нас к действию, волнует или успокаивает. Как известно, музыка воздействует на лимбический отдел головного мозга, который управляет нашими эмоциями. Спокойная мелодия, к примеру, стабилизирует уровень адреналина в крови, что, в свою очередь, снижает частоту сердечных сокращений и нормализует кровяное давление. Это помогает избежать мигрени и сердечно-сосудистых заболеваний.
В то время как слух воспринимает мелодию в целом, организм реагирует на отдельные звуки. От того, какую музыку мы слушаем, зависит состояние нашего здоровья. Быстрая музыка пагубно воздействует на нервную систему, усиливает сердцебиение. Медленная музыка, напротив, успокаивает. Музыка - это не только темп. Тон, вибрация, инструментальная обработка, композиция - именно от этого зависит, как та или иная мелодия действует на наш разум и наше тело. Низкие тона вызывают вибрацию в нижних частях тела, высокие тона "контролируют" верхние органы.
В книге "Прислушайтесь к своему телу" врач-психиатр Джон Даймонд продемонстрировал при помощи поведенческой кинезиологии (форма определения сильных и слабых сторон человека путем воздействия на различные мышцы), как "наш организм может распознавать благоприятные или губительные для него звуки и "подыгрывать" их благотворному или вредному влиянию". Другими словами, Даймонд доказал, что "мы слышим не только ушами, но и телом".
Композиции некоторых рок-групп и исполнителей, таких как "Дорз", "Куин", "Лед Зепплин", Дженис Джоплин, Элис Купер и др., заметно ослабляют организм, в то время как, например, "Битлз" не дают такого эффекта. Кроме того, Джон Даймонд отметил положительное влияние джаза, кантри, легкой мелодичной и классической музыки, хотя по завершении "Весенних напевов" Стравинского и "Вальса" Равеля чувствовалась негативная реакция. Даймонд предполагает, что в этих произведениях композиторы попытались изобразить хаос (тема, весьма характерная для рок-музыки).
Джон Даймонд установил самый неблагоприятный музыкальный темп - так называемый анапестный ритм. Такой ритм - полная противоположность "вальсирующему" темпу "Раз-два-три, раз-два-три", и, наверное, не случайно мы слышим в этих звуках биение сердца. Когда мы подвергаемся анапестному ритму, у нас формируется тревожное напряжение, которое вызывает ослабление мышечной силы. (Сейчас этот эффект известен как "эффект Даймонда".)
Однако, по данным ученого, анапестный ритм - не единственный негативный элемент в современной музыке. Прослушивание определенных, "изолированных" нот (например, на репетиции) усиливает состояние гнева. Например, нота "до", исполняемая на любом инструменте, во всех случаях вызывала мышечную слабость. "Ноты, находящиеся дальше всего от "до" и "соль"), влияют на слушателей не столь пагубно, например, ноты, близкие к "до" ("ре", "ля", "си")",-говорит Даймонд.
Список некоторых классических музыкальных произведений, способствующих релаксации:
Альбинони. Адажио соль минор (струнные и орган)
И.С. Бах. Прелюдия №8 ми-бемоль минор из "Хорошо темперированного клавира", т.1 (фортепиано или клавесин)
И.С. Бах. Вторая часть концерта соль минор для клавишных и струнных
Моцарт. Вторая часть "Концерта для кларнета ля мажор"
Бетховен. Первая часть "Лунной сонаты"
Бетховен. Вторая часть "Патетической сонаты"
Шуберт. Вторая часть фортепьянного трио ми-бемоль мажор (фортепьяно, скрипка и виолончель)
Шопен. Все фортепьянные ноктюрны
Чайковский. Фантазия-увертюра "Ромео и Джульетта" (оркестр)
Рахманинов. Вокализ (сопрано в сопровождении оркестра)
Гуно. "Две Мария" и "О, Божественный Искупитель!" (сопрано и фортепьяно)
Дебюсси. "Море" (оркестр)
Дебюсси. Сюита "Дафнис и Хлоя" (оркестр)
Дебюсси. "Две арабески" (фортепьяно)
Равель. Вторая часть "Сонатины" (фортепьяно)
В. Уильяме. "Полет жаворонка" (оркестр)


* "SPA" или "спа" - аббревиатура латинского "Sanus Per Aqua" - "здоровье дарит вода"
Статья из журнала DAYSPA 2/2000

Hosted by uCoz